Наикрупнейшие мировые пивоваренные компании вложили сотки миллионов баксов в Россию, сделав ставку на любовь российских к выпивке. Они строили новейшие фабрики, получали имеющиеся, сделали распределительные сети, надеясь на растущий энтузиазм потребителей к пиву не опасаясь конкурировать с водкой, пишет Wall Street Journal. Бизнес был прибыльным, но в ближайшее время кампания Кремля против алкоголизма стала грозить этому бизнесу, жалуются газете пивовары. Новейшие законодательные ограничения и налоги, объявленная цель которых - стимулирование здорового стиля жизни, остановили рост пивного рынка.
В двухтысячных годах для пивного бизнеса в России было раздолье. Пиво даже формально не считали спиртным напитком. В 2005--2007 годах реализации взлетели практически на 30%.
«До 2008 года было чрезвычайно не достаточно регулирования. Лицензии на продажу пива были не необходимы, пошлины были низкими не было никаких ограничений на маркетинг. Все обходилось часто дешевле, чем газ-вода, - вспоминает пивной аналитик Nomura Ян Шеклтон. - Был супер-супер-рост, и быть пивоваром было чудесно, и это было, возможно, чересчур отлично, чтоб быть правдой».
Но в 2009 году правительство России объявило войну алкоголизму, который тогдашний президент Медведев именовал государственным бедствием. По данным Глобальной организации здравоохранения, любая 5-ая погибель в России «связана с алкоголем», а средняя длительность жизни мужчины в России составляет всего 64 года. «Увеличение цен в 10 раз - это чрезмерная мера, но акцизы должны расти так, чтоб это посодействовало понизить потребление и смертность от табака и алкоголя. Увеличение стоимости акцизов до уровня Европы может уменьшить смертность в России на 1 миллион человек в год», - говорит эксперт Публичной палаты РФ Дарья Халтурина.
В 2010 году премьер-министр Владимир Путин подписал десятилетний план по сокращению употребления алкоголя в два раза. С 2011 года пиво стало официально спиртным напитком. Это автоматом привело к запрещению ночной реализации пива, наложило ограничения на способности его рекламы и места реализации. Но ужаснее всего, в унисон молвят пивовары, оказался устойчивый рост акцизов.
В 2009 году правительство забирало всего 3 рубля с литра, в 2013 году - уже 15 рублей, и эта цифра вырастет до 18 в 2014 году и до 20 рублей - в 2015-м. По оценке Юлии Дроздовой из Euromonitor International, это привело к скачку цен в рознице на 10% и понижению продаж.
С 2010 года размер продаж пива в России снизился на 20%, потребление на душу населения из-за роста цен - на 13%. Концерн Anheuser-Busch закрыл в прошедшем году в России две пивоварни, дочерняя компания Heineken не так давно продала один завод и очередной выставила на продажу.
«Без сомнения, тут стало тяжело вести бизнес», - отмечает Йорген Буль-Расмуссен, президент Carlsberg Group. Эта компания инвестировала около $12 миллиардов в крайние 20 лет, рассчитывая на 40% прибыли. Частично таковая ситуация вызвана глобальным экономическим кризисом и нехорошими урожаями, но в чрезвычайно большой степени связана и с сильно возросшей налоговой перегрузкой, объясняет Буль-Расмуссен. Carlsberg, чья дочерняя компания Baltika Breweries занимает 38% рынка, заявил, что из-за заморочек в России не ждет сурового роста собственного глобального бизнеса в этом году.
Но следует признать, пивоварам еще не так тяжело, как производителям наиболее крепких напитков. Водочный рынок также мучается от налогового бремени.
Прирост акциза в этом году составил 33%, в последующем году, может быть, составит еще 25% и в 2015-м - еще 20%. При всем этом малая стоимость бутылки повышена со 125 до 170 рублей. Это привело к падению производства в отрасли на 28% в первой половине 2013 года. И, согласно Росстату, в тот же период толика водки в потреблении алкогольных напитков в первый раз стала меньше 50%, что отдало возможность пивной доле подрасти до 32%.
Пивовары предупреждают, что сегоднящая антиалкогольная кампания может иметь те же последствия, что и горбачевская: приведет к росту самогоноварения и организованной преступности.
Примечательно, что сначала августа президент России тоже направил внимание на таковой вариант развития событий и предложил хотя бы уменьшить темп роста налогов. «Мы знаем, как это было ранее, к чему привела борьба с алкоголем: люди просто начали делать водку дома и пить денатурат, - приводит WSJ слова Путина. - Профилактика алкоголизма - тяжелое дело. Оно просит суровых усилий, финансирования…»
Вообщем, как указывает практика, в определенных вариантах власти не боятся проблем и готовы упрямо идти к собственной цели, в том числе, не считаясь и с финансовыми потерями.
Павел Сморщков