>> Страны Северной Европы прекращают финансирование угольных электростанций

>> Профсоюзы поддержали уволенную учительницу

Специалисты: Секвестр бюджета не поможет российской экономике

Министр денег РФ Антон Силуанов заявил в четверг в эфире канала «Россия 24», что Минфин дает в 2014-2015 годах умеренно уменьшить все расходы бюджета РФ на 5% фактически по всем министерствам и ведомствам, не считая неотклонимых соц расходов. Эта мера нужна, чтоб вызволить средства для финансирования приоритетных задач. При всем этом общий размер расходов урезан не будет, пообещал глава Минфина.

Президент РФ Владимир Путин в среду также произнес, что необходимости в секвестре бюджета в России на данный момент нет, но некие расходы могут быть сокращены.

ЭТО Ужасное СЛОВО…

«Называя вещи своими именами - это секвестр. О этом слове мы не вспоминали практически 15 лет. Я понимаю, боязно огласить, но это конкретно так», - увидел директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

По его мнению, Минфин избрал этот путь, так как министерствам не удалось бы договориться, по каким статьям сокращать расходы, а по каким бросить финансирование в полном объеме.

Аналитики считают, что с учетом тех ограничений и заморочек, с которыми сталкивается на данный момент бюджет, такое урезание расходов оправдано. «Когда идет системное понижение по значимой части статей, то можно говорить о таком собственного рода секвестрировании бюджета. Я думаю, что оно обоснованно», - считает основной экономист инвестбанка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.

«Я желаю напомнить, что во времена реформ 90-х годов было проведено три секвестра бюджета на 20-30%, это вправду было серьезно, а 5% - это полностью сносное дело, ничего ужасного нет», - вспоминает научный управляющий ВШЭ Евгений Ясин, возглавлявший министерство экономики РФ в 1994-1997 годах.

С формальной точки зрения предложенный вариант сокращения экономных расходов - это не секвестр, потому что характеристики бюджета не нарушаются в нужной для автоматического секвестра степени, отмечает аналитик «РИА Рейтинг» Андрей Манько. «С иной стороны, ежели обещанное сокращения большей части экономных статей на 5% произойдет, то это будет равносильно секвестру по собственной сути», - добавил он.

КТО ПОСТРАДАЕТ

Сокращение, сначала, коснется вкладывательных расходов, да и соц сфера тоже не остается незатронутой, убеждены специалисты.

«Можно ли считать, что социальные отрасли не пострадают - я не уверен, так как кроме пенсий и стипендий есть и остальные социальные расходы, потому секвестр по всем статьям значит, что будут все страдать», - высказал свою точку зрения Николаев.

В наименьшей степени, понижение коснется оборонных расходов, так как они являются безусловным ценностью, предсказывает экономист.

В ближайшее время в основном у нас росли конкретно социальные расходы, припоминает Лисоволик. «Поэтому, наверно, в предстоящем мы увидим пробы рационализации расходов в данной нам сфере и, быть может, какие-то пробы сдержать их рост», - не исключил аналитик.

СОМНИТЕЛЬНАЯ Полезность

Принесет ли урезание расходов полезный эффект, говорить пока преждевременно, единодушны специалисты.

«Насколько это может поправить ситуацию в экономике - непонятно, так как ежели вы просто сокращаете расходы, это совсем не значит, что сэкономленные средства, которые остаются, пойдут на экономический рост. Когда у экономики нет настроения, ее никто не старается завести, заразить, она не работает», - заявил Ясин.

ЧИТАТЬ: Кудрин считает прогноз Минэкономразвития лишне оптимистичным >>

«Это паллиативный проект в расчете на то, что в руководстве страны мысль о необходимости некий специальной политики экономического оживления еще не родилась», - добавил экономист.

Властям необходимо не попросту снижать расходы, да и сразу принимать конструктивные меры по увеличению их эффективности, считает Лисоволик. Одной из таковых мер может стать анализ разных категорий расходов на эффективность и направление экономных средств, сначала, в те сферы, где они тратятся более отлично.

«Кроме того, нужно перебегать на наиболее твердый мониторинг эффективности расходования средств в регионах», - уверен он. К примеру, чтоб федеральный центр выделял субъектам трансферты в обмен на меры, направленные на улучшение инвестклимата и экономической ситуации в регионе.

Эффект от данного деяния властей будет, вероятнее всего, отрицательным, невзирая на то, что сэкономленные средства будут потрачены на финансирование остальных приоритетных расходов, и все таки поступят в экономику, считает Манько. «Даже сам разговор о сокращениях каких-либо статей бюджета сформировывает нехорошие ожидания у бизнеса, что плохо сказывается на инвестициях», - заключил аналитик.