>> Honda будет поменять прежний мотор на новейший 1,6-литровый турбодизель из-за экологических суждений

>> Petrochina планирует вложить $10 миллиардов в газовые активы "Газпрома" и "Роснефти"

Минкультуры проигнорировало поручение президента по реконструкции Купаловского театра

Академический рекордсмен

Реконструкция Государственного академического театра им. Я. Купалы, скоро сумеет установить рекорд по количеству различного рода нарушений законодательства. Вроде и объект маленькой и средств в республиканском бюджете излишних нет, но практически на каждом шаге реконструкции всплывают некрасивые факты, дающие основания считать о наличии коррупционных проявлений посреди тех, кто проводил либо проводить на данный момент реконструкцию. И ни правительство, ни даже президент никак не могут на это воздействовать.

Реконструкцию Государственного академического театра им.Я.Купалы проводит ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры с 2010 года. За это время два директора данной нам организации попали под следствие, еще 1-го отстранили от должности. Культурные строители, как говорил герой 1-го известного кинофильма, практически на каждом собственном объекте умудрились: придти, узреть и наследить. Да так, что позже всем хватает работы: и Комитету госконтроля, и следователям, и правительству, и президенту - попробуй позже разгреби.

Ежели же непосредственно тормознуть на крайнем их объекте, то согласно данным КГК, из-за ненадлежащего контроля и технического надзора со стороны Объединенной дирекции строящихся объектов ОАО «Стройтрест №7» неоправданно завысило стоимость строительно-монтажных работ на сумму 1,4 млрд рублей. А позже сама дирекция строящихся объектов Минкультуры незаконно получила на свое содержание по Купаловскому театру наиболее 1,2 млрд рублей. Но наибольшие вопросцы, естественно, появились по закупке и монтажу оборудования для театра. «Ежедневник» уже писал о этом, но кратко напомним.

Как «правильно» осваивать экономные средства

Культура в Беларуси пока не приносит прибыли, потому находится на позиции просящего, которому повсевременно не хватает средств. В принципе, это верно, что правительство поддерживает белорусскую культуру, выделяет средства на реконструкцию ее объектов, пробует придать ей свежайший вид. При всей любви к театру, редкая семья захотит провести собственный выходной в помещении, где облезлые стулья и затхлый запах, а со стенок сыпется штукатурка. Ну и время просит новейших, наиболее современных подходов к звуковому и световому сопровождению хоть какой театральной постановки. Без этого сейчас нельзя - не выжить даже самому именитому театру мира.

Звуковое и световое оборудование в Государственный академический театр им. Я. Купалы предполагалось приобрести одно из наилучших. Средств на это из бюджета не пожалели. Не разбрасывались средствами, но все таки выделили, сколько реально необходимо, чтоб актерам и режиссеру позже не краснеть перед зрителями.

В конце 2012 года было проведено два тендера: один на выбор поставщиков звукового оборудования, иной - поставщика постановочного осветительного оборудования.

Оба тендера выиграла компания из Мозыря - ТЧУП «Белмузпродукт», которая, по мнению комиссии, представила самые выгодные предложения по стоимости, качеству (марке) оборудования, форме оплаты, сроках поставки, монтажа, обучения персонала.

Стоимость договора по звуковому оборудованию составила 17,8 млрд рублей (около 2 миллионов баксов), по световому - 36,4 млрд рублей (наиболее 4 миллионов баксов).

Но опосля определения фаворита тендеров ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры заключает с ЧТУП «Белмузпродукт» соглашения, в каких меняет главные условия конкурса: спецификацию оборудования, его стоимость, сроки поставок, условия поставок и т.д. Все не в пользу театра, а личной компании.

К примеру, ЧТУП «Белмузпродукт» в собственной конкурсной спецификации давало поставить оборудование известной марки Yamaha, а в соглашении бытует существенно наиболее дешевенький китайский аналог Soundcraft, но по стоимости Yamaha. Аналогично узнаваемый бренд Summit был заменен на DBX, и т.д.. Любопытно, что ЧТУП «Белмузпродукт» выиграло тендер с критериями платежа 100% предоплата, когда остальные участники конкурса, беря во внимание значимость объекта для страны, готовы были отдать отсрочку платежа, чтоб не затягивать реконструкцию театра. Это чрезвычайно принципиальное условие, беря во внимание, что на момент проведения тендера у Министерства культуры не было еще средств на закупку оборудования, их просто не выделили из бюджета.

Понятно, что при отсутствии средств и способностей ЧТУП «Белмузпродукт» не сумело выполнить свои обязательства и поставить все нужное оборудование ни через 60 дней, ни через 120. Увлекательный факт: когда мозырьская компания обратилась в ОАО «Банк БелВЭБ» для финансирования контракта на поставку оборудования, хотя в критериях тендера и слова не было о вербовании кредитных банковских ресурсов, министр культуры лично подписал в банк письмо, в каком гарантировал оплату.

Вообщем, даже с гарантиями Минкультуры и повышением срока поставок оборудования, ЧТУП «Белмузпродукт» так не сумело выполнить взятые на себя обязательства. Оборудование в театр не поставлено до этого времени. Точнее, поставлена лишь часть оборудования, вроде 1-го ботинка заместо 2-ух. С одной стороны что-то все таки театр получил, что делать с сиим одним ботинком?

Очередной перенос

Сначала апреля 2013 года, когда стало ясно, что завершение реконструкции Государственного академического театра им. Я. Купалы в очередной раз срывается и что ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры снова село в лужу, вице-премьер Анатолия Тозик лично распорядился провести сверку оборудования, поставленного ЧТУП «Белмузпродукт», и расторгнуть с компанией контракт за нарушение договорных обязанностей, в том числе за несогласованную подмену оборудования.

Прошло еще более месяца и на следующем оперативном совещании в Совете министров, которое снова прошло под управлением вице-премьера Анатолия Тозика, было констатировано, что сверка оборудования не произведена, контракт с ЧТУП «Белмузпродукт» не расторгнут. На совещании, кстати, присутствовали министр культуры и его заместитель Виктор Кураш, который курирует вопросцы «культурного строительства», также директор ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» - новейший, назначенный заместо того, который попал под следствие.

Возмущенный Тозик повелел Министерству культуры высвободить от занимаемой должности еще одного директора ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов», также в установленном порядке внести в Совет министров предложения о освобождении от занимающей должности заместителя Министра культуры Виктора Кураша.

Директора ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов», который успел проработать на собственной должности всего несколько месяцев, вправду сняли. А вот про Кураша как будто запамятовали.

По результатам совещания в Совмине был подготовлен доклад президенту о ситуации с реконструкцией Государственного академического театра им.Я.Купалы, и выработаны советы, что необходимо сделать, чтоб поправить все прорехи.
Президент Беларуси Александр Лукашенко, ознакомившись с докладной, подписал поручение, в каком повелел до 30 августа обеспечить в полном объеме поставку всего оборудования для театра. При всем этом глава страны, который чрезвычайно не любит посредников, о чем заявляет чуть ли не каждую недельку, повелел провести новейший тендер либо закупить недостающее оборудование впрямую у производителя. 30 мая вице-премьер Анатолий Тозик во выполнение поручения президента написал письмо министру культуры Светлову и министру архитектуры и строительства Ничкасова, в каком довел им все задачки президента: провести тендер либо прямую закупку у производителя и поставить оборудование до 30 августа - сроки реально выполнимые. Как молвят специалисты, если б все делалось с мозгом, то выполнить поручение президента можно было бы даже за 2 месяца, не то что за три.

Кто в стране владелец?

Невзирая на всем известное отношение президента к посредникам и тендерной коррупции, Министерство культуры практически проигнорировало поручение главы страны.

Во выполнение поручения президента ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» вправду объявило два тендера на закупку, установка и пусконаладку недостающего оборудования. Но тендеры так не состоялись, потому что были отменены. Заместо тендеров ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» по распоряжению замминистра культуры начинает прямое заключение договоров, которые как-то не стыкуются с указаниями Александра Лукашенко.

Так контракт на поставку освещения заключается с компанией Clay Paky S.p.A..

Сумма договора наиболее 824 тыщ евро. С одной стороны, Clay Paky S.p.A. вправду является производителем светотехнического оборудования. Но с иной стороны, данная компания производит только около половины от всей нужной спецификации. Другими словами, в отношении 2-ой половины компания снова же выступает обычным посредником, что является прямым нарушением поручения президента. Наиболее того, в договоре предусмотрен срок поставки до 31 октября 2013 года, хотя президент верно указал: обеспечить поставку не позже 30 августа 2013 года.

Любопытно, что в Министерство культуры обращались остальные поставщики, которые давали и поболее выгодные конъюнктурные условия и нужные сроки поставки, позволявшие в установленный срок выполнить поручение президента. Но почему-либо без тендеров было отдано предпочтение конкретно Clay Paky S.p.A.

Подобная ситуация и с дозакупкой оборудования системы «Звукоусиления». Отменив тендер, Министерство культуры почему-либо активно лоббирует интересы российской компании «Имлайт», чтоб конкретно она допоставила оборудование. При всем этом указанная компания не является производителем и даже не заходит в структуру производителя, а всего только является дистрибьютором компании Meyer Sound. Таковых дистрибьюторов чрезвычайно много и, на самом деле, они все являются посредниками. Но самое смешное, что сам производитель, другими словами компания Meyer Sound, оборудование которой и собирается поставить российская структура, написал в Министерство культуры письмо, в каком предложил выполнить контракт прямой поставки на наиболее выгодных критериях, но его предложение не было принято. Как указали в собственной жалобе представители компании, должностные лица Министерства культуры просто не отвечают на их письма и телефонные звонки, на сто процентов игнорируя их существование.

Много вопросцев возникает и с пусконаладочными работами. Одно дело поставить оборудование, а совершенно другое установить его, сделать и запустить. Но в договоре с компанией Clay Paky S.p.A вообщем не определено, сколько стоят пусконаладочные работы, а просто указано, что они включены в стоимость самого оборудования.

Не указаны даже сроки выполнения монтажа оборудования и пусконаладочных работ. В договоре указан только срок поставки, под которой понимается «указанная в CMR-накладной дата ее оформления». Вот и попробуй, определи, сколько стоит само оборудование, а сколько - пусконаладочные работы и какое время они должны выполняться. С кого позже спрашивать, ежели через год, либо даже через два оборудование так не будет установлено?

Всплывают и остальные подозрительные факты. К примеру, уже через месяц опосля поручения президента стало понятно, что для кабинета директора театра, без согласования с ним, была куплена мебель по неописуемой стоимости. Так лишь директорское кресло потянуло на 41 миллион рублей, а тумбочка секретаря - на 58 миллионов рублей. При всем этом мебель была куплена вроде как от белорусского производителя, с предоставлением соответственных преференций к стоимости, хотя этот факт вызывает огромное колебание. Как раз на данный момент КГК занимается проверкой процедуры закупки мебели, и по ее итогам вынесет собственный вердикт, как все это было законно.

Итак, подведем результат. Президент Беларуси Александр Лукашенко, чтоб исключить коррупцию, отдал поручение через тендер либо впрямую у производителя закупить и поставить недостающее оборудование для Государственного академического театра им. Я. Купалы. Срок выполнения поручения 30 августа. Министерство культуры покупает оборудование у посредников, без тендера и на два месяца позднее указанного срока. И кто же у нас в стране владелец?