>> Рынок акций не отреагировал на понижение срока Ходорковскому и Лебедеву

>> Отказ в освобождении главы екатеринбургского "Водоканала" обжалован

Золотая пора российской пивной промышленности закончилась

Москва - Всемирно известные производители пива когда-то сделали большие ставки на известную любовь россиян к алкогольным напиткам, вложив миллионы баксов в стройку новейших заводов и создание систем сбыта в надежде на рост популярности пива в стране, где длительное время правила водка.

В течение почти всех лет эти инвестиции приносили неплохую прибыль. Но сейчас, по словам производителей, кремлевская кампания, направленная на борьбу с алкоголизмом, нанесла суровый удар по их бизнесу, так как новейшие законы и акцизы, направленные на улучшение ситуации с удручающе низкими показателями средней длительности жизни российских парней, привели к оседанию пивного рынка.

«Несомненно, вести бизнес в России стало чрезвычайно тяжело, - говорит Йорген Буль Расмуссен (Jorgen Buhl Rasmussen), президент Carlsberg Group, за крайние 20 лет вложившая 12 млрд баксов в регион, который, по ее прогнозам, был должен приносить ей 40% ее суммарного дохода. - Частично это разъясняется мировым кризисом, частично - скудными урожаями, но основная причина заключается в резком повышении акцизов и принятии новейших законов».

Представители больших западных пивоваренных компаний, таковых как Carlsberg, SABMiller и Anheuser-Busch InBev, говорят, что скорость принятия новейших законов и налогов нанесла сокрушительный удар по производителям, которые ложили огромные надежды на рост продаж пива в России на фоне их спада в Европе и США. С 2010 года размер продаж пива в России сократился на 20%, а его потребление на душу населения - на 13%, что соединено с ростом цен.

Представители местного филиала компании Anheuser-Busch InBev говорят, что в первом полугодии 2013 года реализации пива снизились на 13% по сопоставлению с этим же периодом 2012 года. Не считая того за прошедший год им пришлось закрыть в России два завода по производству пива, что соединено с увеличениями акцизов и введением новейшего нормативного режима, ставшего, по их словам, «одним из самых твердых в мире». Не так давно российский филиал компании Heineken продал одно из собственных пивоваренных компаний и уже выставил очередное на продажу. Представители альянса SABMiller и турецкой компании Andalou Efes заявили, что в 2013 году им не получится достичь собственных целей «в связи с нехорошим действием конфигураций в российском законодательстве», а Carlsberg Group, чьи фабрики по производству пива «Балтика» контролируют 38% российского рынка, считает, что в 2013 году ей не получится воплотить прогнозы по росту производства из-за ужесточения нормативного режима в России.

Такое падение рынка нанесло суровый удар по производителям, которые отлично помнят золотую пору пивоваренной промышленности посреди 2000 годов, когда пиво в России не числилось алкогольным напитком. С 2005 по 2007 годы реализации пива в стране выросли на 30%, и чрезвычайно нередко на улицах городов можно было созидать людей, пьющих пиво из бутылки в 10 утра.

«До 2008 года рынок пива регулировался слабо. Для вас не надо было иметь лицензию, чтоб продавать пиво, налоги были низкими, не было никаких ограничений на маркетинг. Пиво нередко стоило дешевле, чем газ-вода, - говорит Йен Шэклтон (Ian Shackleton), аналитик из компании Nomura. - Пивной рынок рос стремительными темпами, и производители пива получали гигантскую прибыль. Но, возможно, все было очень отлично, чтоб быть правдой».

В 2009 году российское правительство объявило войну алкоголизму, который президент страны Дмитрий Медведев именовал «национальным бедствием». По данным Глобальной организации здравоохранения, предпосылкой одной из 5 смертей посреди российских парней был алкоголь, а средняя длительность жизни парней составляла всего 64 года.

В 2010 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин подписал 10-летний план, направленный на то, чтоб уменьшить уровень употребления алкоголя в стране на 50% к 2020 году. Г-н Медведев подписал закон, приравнивающий пиво к алкогольным напиткам, что привело к ужесточению контроля за его продажами. Ранее момента хоть какой напиток с содержанием алкоголя наименее 10% попадал в категорию товаров питания.

Согласно новенькому закону, продажа пива ночкой оказалась под запретом. 1 января вступил в силу закон о запрете рекламы пива и полном запрете на его продажу в киосках.

Но, по словам представителей пивоваренных компаний, основным ударом стал постепенный рост акцизов. В 2009 году правительство получало всего 3 рубля с 1-го литра пива. В 2013 году оно получает уже 15 рублей с литра пива, и эта цифра возрастет до 18 рублей в 2014 году и до 20 рублей в 2015. По словам Юлии Дроздовой из Euromonitor International, все это привело к тому, что розничные цены на пиво выросли на 10%, а его реализации сократились.

Акцизы на водку тоже резко выросли: в 2013 году они возросли на 33%, в 2014 году их рост, скорее всего, составит 25%, а в 2015 году - еще 20%. Не считая того в 2013 году малая стоимость бутылки водки также возросла со 125 до 170 рублей. Это привело к уменьшению размеров производства водки на 28% в первом полугодии. Также, по данным российской Федеральной службы гос статистики, в первый раз за длительное время в первом полугодии 2013 года на долю водки пришлось наименее половины размера потребляемой алкогольной продукции, в то время как на долю пива пришлось всего 32% потребляемого алкоголя.

Производители пива предупреждают, что такие меры по борьбе с алкоголизмом могут привести к ненужным результатам, ссылаясь на то, что в Русском Союзе при Мише Горбачеве подобные меры привели, с одной стороны, к понижению уровня потребления алкоголя, с иной - к росту размеров производства самогона и расцвету организованной преступности. В августе г-н Путин уже озвучил подобные опаски и предложил понизить темпы роста налогов.

«Мы знаем, что такое прежние времена, к чему привела борьба с алкоголем - просто начали самогонку варить, денатурат пить, - заявил г-н Путин. - Борьба с алкоголизмом - это непростая работа. Она просит огромных усилий, финансирования, времени, настойчивости, изобретательности, но лишь она даст положительный и длительный эффект».

Но отношение к алкоголю неких людей с течением времени не изменяется.

«Пиво - это напиток для малышей, - произнес Дмитрий Козлов, российский боец в увольнении, сидя деньком в одном из столичных баров за рюмкой водки. - Истинные мужчины пьют водку».